Житие
Святителя Иннокентия,
архиепископа Херсонского и Таврического
Святитель Иннокентий,
архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич
Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце
Орловской губернии в семье священника Успенской церкви
Алексия Борисова.
Родители преосвященного
Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей
Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней
клира он дослужился до священника и старался в частых
проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей
Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия
Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест
и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её
мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя
аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана,
благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон,
Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими
она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван
изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился
письму.
В 1819 году Иван Борисов
окончил курс семинарского учения с отличным успехом и
поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался
изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил
за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего
занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван
Алексеевич окончил полный курс академического учения первым
магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную
Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной
истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и
должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского
Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в
монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в
иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается
бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной
Академии, а через несколько месяцев её инспектором и
экстраординарным профессором. В марте 1826 года он
возводится в сан архимандрита.
Лекции свои отец Иннокентий
обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за
современным состоянием и успехами естественных наук, и в его
воззрениях эти знания не только не противоречили, но
наилучшим образом служили богословию.
В свойствах своей
любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство
скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду
вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца
Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила
с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор
всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и
внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало
какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой
беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его
главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими
средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия
составляет необыкновенный проповеднический талант.
Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым».
Как проповедник он отличался тем, что действовал по
преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и
простотою слова, тонкими и остроумными сближениями
предметов, искусством открывать в них новые и занимательные
стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к
различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка
Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества,
далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме проповедей, Владыка
оставил много замечательных научных произведений и
переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св.
Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов
Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.
Внешняя природа для отца
Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о
Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно
проводил он в своих проповедях. «Посмотрите, —говорил он, —
на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и
громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на
свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не
образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну,
украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ
это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои
картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»?
При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и
особенная любовь его к ней и к естественным наукам.
Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили
литературные заслуги проповедника принятием его в свои
члены. Проповеди его были переведены в своё время на
греческий, немецкий, французский и польский языки.
В 1836 году 21 ноября в
Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм
Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита
Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он
назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь
он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую
епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи
лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский
монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке
принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в
Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского
монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В 1845 году Владыка возводится
в сан архиепископа. И через 3 года назначается в
Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная
паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар,
евреев и немецких колонистов.
Восстановить в Крыму древние
христианские памятники, разрушенные татарами, и основать
свой «Русский Афон», — вот главное, чего хотел достичь
архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической
епархией.
Желая сохранить развалины
древнего Херсона, прославленного крещением великого князя
Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у
наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить
там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного
храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с
небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый
руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм,
освятил его в память двух священномучеников Климента и
Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на
каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой
скит. Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно
оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их
вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.
В последние годы своего
святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое
архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в
высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя
Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов
в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно
было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые
войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И
здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем
страждущих.
В коронацию Императора
Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом
Святейшего Синода.
Усиленные труды и тревоги
надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел,
находясь в Севастополе во время битвы русских войск с
неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне
25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.
Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.
|