История развития христианства
в Крыму
Земли Причерноморья
пережили бесконечную череду нашествий и последующих за ними колонизаций
разных по происхождению и вере народов. Задолго до распространения христианства
здесь появились торговые города-колонии греков. Для Римской империи эта
северо-восточная окраина служила местом ссылки точно так же, как Сибирь
для Российской империи. Вот почему сразу же после проповеди свв. апостолов
Андрея и Симона Канонита, в эпоху начавшихся гонений, здесь пострадали во
имя Христа тысячи мучеников. В то же время удаленность от Рима способствовала
тому, что на окраинах империи находили убежище христиане, бежавшие от гонений
и искавшие места для уединенной молитвы. Поэтому обители иноков появились
в горных пещерах Тавриды уже в IV-V веках; первые епископы были поставляемы
из Константинополя.
Тогда же
началась "эпоха переселения народов", вызванная нашествием гуннов. Гунны
вытеснили из Причерноморья готов-ариан, основная масса которых отправилась
на запад и, минуя Южную Европу, осела в Иверии-Испании. Но малая часть готов-ариан
осела в Тавриде, где они сохранили свою государственность и веру в княжестве
Феодоро. В VIII-IХ веках полуостров завоевали иудаисты-хазары, а после разгрома
Хазарского каганата сюда бежали общины караимов. В политическом отношении
в те времена северное побережье Понта Евксинского принадлежало Восточной
Римской империи и митрополиты поставлялись Константинопольским Патриархатом.
В конце Х века в Херсонесе греческий митрополит совершает крещение русского
князя Владимира, и вскоре в Киеве утверждается новая митрополия.
Волны нашествий
тюркских племен (обров-аваров, тюрков-торков, кипчаков-половцев) шли непрерывно
в течение трехсот лет и завершились завоеваниями монгольских орд в XIII
веке. Одна орда осела в Тавриде и к XIV веку оформилась в самостоятельное
ханство, столицей коего некоторое время был город Крым, отчего новое государство
стало называться Крымским ханством. Его новое население (смесь местного
с монголами) стали называть крымскими татарами, в отличие от казанских татар,
- смешанного населения Волжской Булгарии. В XIII веке крестоносцы разорили
Константинополь и основали на месте Восточной Римской империи филиал Западной,
Священной Римской империи, под названием Латинская империя. Это дало возможность
латинянам вытеснить православных греков из Причерноморья и по соглашению
с крымскими ханами основать свои крепости-города в Крыму. Татары-мусульмане
перенесли свою столицу из Крыма (ныне Старый Крым) на запад полуострова
и построили новый город Бахчисарай, а франки (фрязины-генуэзцы) укрепились
в греческом торговом городе Феодосии, переименовав его в Каффу. Ежегодно
крымские татары совершали набеги на Московскую Русь с одной целью - добыть
как можно больше невольников и довести их живыми до Каффы. Здесь генуэзцы-латиняне
устроили громадный невольничий рынок, откуда рабы-славяне тысячами поступали
в Европу, Турцию и Египет.
Любое завоевание
или смена власти обязательно сопровождаются переименованием мест - как по
естественным причинам (народная топонимика), так и из религиозно-политических
соображений: новые имена стирают память о чуждой завоевателям вере и утверждают
их собственную. Так что советская топонимика не является исключением. Теперь
происходит ее искоренение, но следует помнить о том, что возвращаемая ей
на смену татаро-монгольская не была исконной. Наоборот, она была самой поздней
и объективно является памятником трехсотлетних набегов крымских татар на
Русь. Татары поменяли древние названия гор, рек и источников, урочищ и городов
и тем самым истребили память о предшествующих народах, не говоря уж о физическом
уничтожении христианских святынь.
Когда полуостров
вошел в состав Российской империи, тоже произошли переименования, но они
почти не затронули татарской топонимики. Крымское ханство было переименовано
в Таврическую губернию (названную в честь язычников-тавров). Новые имена
давались только новым поселениям, при этом предпочтение отдавалось античным
(греческим) названиям. Заселение края славянскими колонистами началось позднее,
поэтому первоначально переименование носило не народный, а искусственный
характер, отражавший вкусы и пристрастия "просвещенного" европейской культурой
правящего сословия. Двум старым городам были возвращены прежние названия
— славянской Керчи и греческой Феодосии. Новые города получали греческие
названия с окончанием "поль" вместо "град": Симферополь, Севастополь, Овидиополь,
Мелитополь и много других.
Влияние сугубо
светского "века просвещения" сказалось не только на топонимике. Что более
важно, оно пагубно сказалось на христианизации завоеванных окраин империи.
Можно сказать, что Россия принесла народам, населявшим эти земли, светскую
культуру, но никак не свет православной веры. В первые семьдесят лет русской
колонизации не было сделано ничего для возрождения христианских святынь
эпохи владычества православной Византийской империи, хотя и в Причерноморье,
и в Тавриде, и на Северном Кавказе - повсюду сохранились развалины древних
церквей и монастырей. О причинах этого уже было сказано выше. Остается добавить
несколько слов о событиях, случившихся незадолго до присоединения Крыма.
Вместо народной
и монастырской колонизации малозаселенных земель Новороссии и Тавриды Екатерина
II и ее "просвещенное" окружение избрало другой способ их заселения - иностранными
колонистами-сектантами из Германии и раскольниками из-за границы. Что касается
Крыма, то за пять лет до его завоевания (когда было еще неясно, удастся
ли нам взять Крым), в 1778 году, российское правительство предложило жившим
в Крымском ханстве христианам (грекам и армянам) переселиться в Приазовье,
чтобы избежать усилившегося к тому времени религиозного гнета. На это предложение
откликнулась половина христианского населения, и в результате христианские
монастыри запустели, а храмы подверглись разграблению и разрушению. Вот
почему к моменту окончательного завоевания Крымского ханства в 1783 году
там не было ни одного монастыря. По соглашению с Портой населявшие полуостров
крымские татары могли добровольно эмигрировать в Турцию, что и сделало подавляющее
их большинство. Разница между переселением мусульман в Турцию в 1784 году
и исходом христиан в Россию в 1778 году весьма существенна: христиане покидали
Крым, спасаясь от реального религиозного гнета, а мусульмане - от предполагаемого,
так никогда и не наступившего.
Полуостров
получил новое название - Таврида, но в течение последующих пятидесяти лет
господствующей религией здесь по-прежнему оставалось мусульманство, а разоренные
в период турецкого господства христианские храмы
и монастыри пребывали в запустении. Положение изменилось лишь в середине
XIX века, когда Святейший Синод получил возможность восстанавливать старые
монастыри и основывать новые. Архиепископ Херсонский и Таврический Гурий
(1781-1858) занимал кафедру с 1831 по 1848 год, затем был переведен в Тверскую
и Кашинскую епархию. Он исследовал и описал древние христианские памятники
в Тавриде, но реальное восстановление монастырей началось уже при его преемнике
Святителе Иннокентие.
|